Prioraworld.ru

Лечение беспокойства / Диссертации детские страхи детей

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии Тапилина Ольга Викторовна

Диссертации детские страхи детей 1

Диссертации детские страхи детей 2

Диссертации детские страхи детей 3 Диссертации детские страхи детей 4 Диссертации детские страхи детей 5 Диссертации детские страхи детей 6 Диссертации детские страхи детей 7 Диссертации детские страхи детей 8 Диссертации детские страхи детей 9 Диссертации детские страхи детей 10

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб. доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб. доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тапилина Ольга Викторовна. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии : Дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2002 170 c. РГБ ОД, 61:02-19/406-0

Содержание к диссертации

Теоретический анализ научной литературы по проблеме возникновения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии.

1.1. Проблема детских страхов в психологии.

1.2. Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Игра как ведущая деятельность дошкольников.

1.4. Игротерапия как основное средство коррекции страхов у детей.

Организация и методы исследования. Основные этапы реализации коррекционной работы.

2.1. Организация исследования. Описание и обоснование методов исследования.

2.2. Методы коррекционной работы.

2.2.1. Метод конгруэнтной коммуникации.

2.2.4. Метод арттерапии.

2.3. Основные этапы реализации коррекционной программы.

Обоснование структуры коррекционной программы.Анализ результатов исследования детских страхов и их коррекция.

3.1. Особенности проявления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3.3. Результаты психокоррекционной работы с детьми, испытывающими различные страхи.

Введение к работе

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности,.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может передти в невроз страха.

что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. Так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности, то мы считаем что, основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия.

Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, В.Акслайн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, В.В. Ветрова и другие). Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей-дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому диссертации "Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии" актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.

Гипотезаисследования заключается в том, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает в качестве основного, системообразующего наиболее эффективного метода коррекции. Такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников.

Целью исследованияявляется изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и их психологическая коррекция средствами игротерапии.

Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.

Разработать на основе результатов экспериментального исследования системную программу психологической коррекции страхов у детей.

Исследовать влияние игротерапии, сказкотерапии, арттерапии и психогимнастики на изменение эмоционального состояния и социального поведения детей, переживающих страхи.

Объектисследования - дети старшего дошкольного возраста.

испытывающие различные страхи.

Предметисследования - страхи детей дошкольного возраста и их

Положения, выносимые на защиту:

І.Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, выступает не только в качестве способа усвоения социального опыта, но ив качестве эффективного средства уменьшения переживания страхов у дошкольников. Поэтому игротерапия является основным диагностическим и психокоррекционным средством для детей, испытывающих различные страхи. Игровая терапия, основанная на директивном подходе к детям, более эффективна, чем недирективная.

2.Комплексное использование игротерапии, арттерапии,
сказкотерапии, психогимнастики позволяет эффективно снимать
страховые реакции у детей-дошкольников, улучшать эмоциональное
самочувствие ребёнка, корректировать межличностные

взаимоотношения в семье и в группе сверстников.

3.Совместное участие родителей и детей в психокоррекционном процессе создаёт эффект фасилитации, что позволяет интенсифицировать процесс коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования является представление о субъективном характере психики, принцип развития психики в поведении и деятельности, получившие разработку и подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных психологов: К.Роджерса, Г.Лэндрета, М.Е.Бурно, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева Д.Б.Эльконина, А.М.Свядоща, Б.Д.Карвасарского, О.А.Карабановой, А.И.Захарова, А.С.Спиваковской, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, А.Л.Гройсмана, Т.И.Комиссаренко, В.В.Ветровой и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании выбора игротерапии как основного реабилитационного метода при коррекции детских страхов.

Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи, представляющая собой систему психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика), где игротерапия выступает основным методом психологической коррекции страхов у детей.

Выявлены большие психокоррекционные возможности группового взаимодействия детей и их родителей с целью восстановления социального статуса детей, имеющих различные страхи.

Практическая значимость исследования, В диссертации научно обоснована и практически апробирована программа психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста, которая позволяет сделать процесс реабилитации управляемым, целенаправленным и действенным.

Практическая значимость результатов исследования состоит расширении возможностей своевременного диагностирования и коррекции симптомов страхов у детей дошкольного возраста.

Результаты эксперимента и соответствующие рекомендации будут полезны в работе психологов, социальных педагогов, воспитателей детских садов и гувернёров в проведении воспитательной работы, в работе реабилитационных центров и социально-психологических служб.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов : "Детская и семейная практическая психология и психотерапия", "Возрастная психология" в педагогических вузах, институтах усовершенствования педагогов, реабилитационных центрах.

В качестве основных методов исследования выступили следующие: наблюдения, беседы с дошкольниками и их родителями, игровой метод

(недирективный подход). В качестве конкретных методик использовались следующие:

а) для обследования детей :

С-шкала "Опасения и страхи у детей" (А.И.Захаров);

"Семейное интервью" (Л.И.Захаров);

методика Рене Жиля;

рисуночный тест "Семья глазами ребёнка";

цветовой тест Люшера;

тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

б) для обследования родителей:

опросник "Опасения и страхи у взрослых" (А.И.Захаров);

цветовой тест Люшера;

личностная шкала проявлений тревоги (J.Teylor, 1953); v

шкала депрессии (адаптирована Т.И.Балашовой). Достоверность полученных результатов обеспечена

репрезентативностью выборки испытуемых, а также адекватной количественной и качественной обработкой экспериментальных данных.

Организация исследования и экспериментальная база. Детско-юношеский центр досуга (Северное окружное управление образования г.Москвы), социально-психологическая служба, "Кабинет доверия". В исследовании приняли участие: 100 детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) и 80 взрослых (родители, бабушки, дедушки); всего - 180 испытуемых.

Диагностический этап и этап коррекционного воздействия заняли период с сентября 1999г. по май 2001г.

Апробация результатов исследования проходила на аспирантском обьединении и на заседании кафедры психологии Mill У.Результаты исследования докладывались на научно-практических

конференциях, а также прошли апробацию в СПС ДЮЦД, в лечебно-консультативном и учебном центре А.И.Захарова (г.Санкт-Петербург), на занятиях по повышению квалификации педагогов ДЮЦД (САО, г.Москва) и на занятиях со студентами дефектологического факультета МПГУ.

Диссертация структурно представлена введением, тремя главами, заключением. Включает в себя список использованной литературы (168 наименований, из них 10 на иностранном языке) и приложение.

Первая глава посвящена обсуждению теоретических взглядов на проблему страхов и их исследования, включает в себя обширный материал, накопленный в зарубежной и отечественной психологии.

Во второй главе формулируется гипотеза и задачи исследования, предлагается система взаимодополняющих методик уменьшения страхов.

Третья глава включает количественную и качественную интерпретацию экспериментальных данных.

В заключении содержатся практические рекомендации, продиктованные полученными результатами.

Рукопись содержит 147 страниц основного текста, 20 таблиц, 10 гистограмм, 3 графика.

Основные положения диссертации отражены в публикациях: І.Тапилина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами игротерапии. // сб. научн. тр. МПГУ. Серия: психол.-пед. накуй.- М: Прометей, 2000. С.622-628.

2.ТапилинаО.В.Влияние внутрисемейного микроклимата на возникновение страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.// сб. Прикладная психология и педагогика. Выпуск №8.

11 Международная Академия Информатизации, отделение психологии, М, 2000. С. 123-126.

З.Тапилина О.В. Семья и причины возникновения страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. // сб. научн. тр. МПГУ. Серия: психол.-пед. накуй.- М: Прометей 2001. С.424 - 427.

Проблема детских страхов в психологии

Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих методологических подходов к его коррекции представляется необходимым знакомство с теоретическими аспектами данной проблемы.

В рамках исследуемой проблемы необходимо определить понятийно-категориальный аппарат, на котором будет основываться дальнейшая логика изложения.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского даётся следующее определение: "Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительности или воображаемой опасности.".

В современном энциклопедическом словаре под редакцией В.П.Зинченко можно получить следующую информацию: "Страх.1) в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

2) Одно из основных понятий экзистенционализма. Было введено Кьеркегором, различавшим обычный "эмпирический" страх-боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх, тоску, метафизический страх, неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдигера страх открывает перед "экзистенцией" ее последнюю возможность - смерть. 3) Ранний психологизм, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплащенных желаний. В современном неофрейдизме страх становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером современного буржуазного общества, и главным источником невроза.

Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время - Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство страха как причину возникновения религиозных представлений и верований".

Заслуживает внимания определение страхов в энциклопедии детского невролога [123]: "Страхи, разновидность отрицательных низших эмоций защитно-приспособительного характера, часто встречающихся у детей".

Представляет интерес определение профессора А.И.Захарова, в котором он отмечает значение страха: "Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности."

В психологической и медицинской литературе страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния, соответствующие страху; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений). По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение. Страхи бывают возрастные (психологические) и клинические (патологические). Возрастные страхи, по мнению А.И.Захарова, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных, временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и кощеем как символом зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путём научения в процессе формирования личности, выражая определённые ценности, принятые в той или иной общественной среде.

Организация исследования. Описание и обоснование методов исследования

Цель данного исследования состоит в психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии. Основными задачами организации исследования являются следующие: во - первых, выявление детей, испытывающих различные страхи; во - вторых, исследование причин, влияющих на появление этих страхов; в - третьих, коррекционная работа с детьми, страдающими страховыми реакциями. Осуществление поставленных задач потребовало тщательной подготовки с нашей стороны, определенного настроя на установление эмоционального контакта с ребенком. Наше исследование начиналось с диагностики, которая включала в себя два основных этапа: проведение обследования с помощью ряда методик: а) для обследования детей: С-шкала (детская) "Опасения и страхи у детей", "Семейное интервью" (А.И.Захаров); методика Рене Жиля; рисуночный тест "Семья глазами ребенка"; цветовой тест Люшера; тест тревожности, разработанный американскими учёными (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). б) для обследования родителей: опросник "Опасения и страхи у взрослых" (А.И.Захаров); цветовой тест Люшера; личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор); шкала депрессии (адаптирована Т.И.Балашовой). Интерпретация результатов, полученных от проведения методик. Осуществлению коррекционной работы предшествовал этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность переживаний ребенка, сделать заключение об их возможных причинах.

В ходе диагностирования нами обследовано 100 детей старшего дошкольного возраста, на наличие у них страхов. Из числа обследуемых выделена группа детей (32- человеке;\& - контрольная группа; \6 детей -экспериментальная группа), у которых количество страхов значительно превышает среднее число.

В диагностических целях нами использовались следующие методики.

Методика Л.И.Захарова "Семейное интервью" (см.приложение) проводится в форме беседы, направлена на знакомство с ребёнком и исследование внутрисемейных отношений. С помощью этой методики мы выясняли: состав семьи ребёнка, главенствующую роль в семье, степень доверия и взаимоотношения с членами семьи.

С-шкала (детская) "Опасения и страхи у детей" представлена опросником (см.приложение), разработанным А.И.Захаровым, который имеет своей целью показать наличие у детей страхов и их отношение к определённым группам. А.И.Захаров разделил страхи на семь групп. К каждой из которой он отнес определенные виды страхов. При этом каждому обследуемому ребенку задавался определенный А.И.Захаровым вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься. " и дальше идет перечисление страхов (см.приложение).

На основе полученных ответов на перечисленные вопросы нами сделан вывод о наличии у детей страхов. Следующая методика, используемая нами - методика РенеЖиля.

Методика Рене Жиля [64; 199] предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Ребенок должен выбрать место среди изображаемых людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношениии ребёнка к разным окружающим его людям (семейному окружению) и явлениям.

Особенности проявления детских страхов у детей старшего дошкольного возраста

По графику №1 можно проследить тенденцию роста страхов дошкольников 5-6 лет и 6-7 лет. Тенденция роста страхов такова: дети (5-6 лет) боятся сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли (47%), неожиданных звуков (43%), темноты (33%), замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%), одиночества (31%), транспорта (22%). Старший дошкольный возраст (6-7 лет) - возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти (76%), страх смерти родителей (74%), страх животных (52%), сказочных персонажей (65%), страх глубины (56%), страшных снов (41%), страх огня (47%), страх пожара (46%), наказания (37%), страх перед сном (17%).

Из полученных данных можно сделать вывод, что связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Этот страх тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей. Нападение со стороны кого-либо могут обернуться неповторимым несчастьем. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне - как непосредственным угрозам для жизни. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Дети начинают понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть.

Анализируя полученные данные по старшей группе сопоставляя их с последующей беседой с детьми, нами установлен факт, что наличие пожара видели лишь 12 детей, остальные дети видели пожар по телевизору и слышали рассказы родителей о потерях во время пожара, страх смерти соотносился тоже с разговорами родителей о смерти, с фильмами и лишь 8 человек потеряли в своей семье кого-либо из родственников, в основном бабушку или дедушку.

Просматривая динамику роста страхов у детей старшего дошкольного возраста, с нашей точки зрения, можно отметить, что количественное изменение страхов в 2 группах (дети 5-6 лет и дети 6-7 лет) представляется скачкообразно, что хорошо просматривается в графическом изображении (график №1). Наименьшее количество страхов представляется по нашим данным в группе страхов, связанных со сном (страх перед сном) и в группе социально-опосредованных страхов (страх мамы, папы и т.д.). Особо хочется остановиться на группе страхов, связанных с боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, отсутствием денег. В известной нам литературе подобные страхи не отмечены, а в практике они встречаются. По-видимому, это является формой выражения происходящих социальных изменений, создавая не всегда благоприятный фон для психического развития ребёнка.

По данным протоколов диагностирования произведена количественная и качественная интерпретация результатов обследования.

После нервов сильно жмет в сердце появились страхи
Чем снять приступ панической атаки
Презентация психологическая помощь детям в кризисных ситуациях
Психологическая помощь как расстаться с женатым мужчиной
Психологическая помощь для подростков в иваново