Prioraworld.ru

Лечение беспокойства / Психологическая помощь при низкой успеваемости

Психологические причины неуспеваемости подростков

Психологические причины неуспеваемости подростков.

В последнее время объем исследований, посвященных проблеме неуспеваемости, так возрос, что ни один ученый не может уследить за ними. "Психологи почти не читают медицинских журналов, врачи не интересуются психологической литературой, а школьные учителя не читают ни того, ни другого". Критерием для определения неуспеваемости, является фиксирование педагогом неудовлетворительные оценки в конце четверти.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на гуманизацию обучения. Современный образовательный процесс направлен на личность учащегося как инициативного деятеля, а не просто на вооружение учащихся предметными знаниями, объем которых неуклонно растет. Несмотря на это проблема неуспеваемости среди школьников- подростков неуклонно растет, не только за счет повышения требований к учащимся, но и за счет более раннего взросления подростков и стремительно меняющихся общественных и духовных ценностей.

Однако несмотря на это во многих школах перестали уделять должное внимание психолого – педагогической коррекции неуспеваемости подростков. А ведь именно подростковый возраст – самый сложный этап становления личности человека. Именно в это время закладывается база для дальнейшего личностного развития.

Проблема школьной неуспеваемости

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его годам обучения в школе. Дело даже не в том, успешно или неуспешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, с желанием ли каждый день ходил в школу, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества. Во многом это зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как видит общество цели и задачи школьного обучения.[11: 10]

Не все дети способны получать только отличные оценки в школе. Однако все должны чувствовать себя комфортно в школе и не комплексовать из–за неудач в учении. Поэтому задача школьного психолога состоит в том, чтобы создавать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника, формированию чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности. Этому во многом препятствует неуспех школьников в учении, который, если вовремя не прийти на помощь, отражается на качестве усвоения знаний и на формировании негативных личностных качеств – конформизма, лживости, приспособленчества, отрицательного отношения к труду, неуверенности в своих силах, заниженной самооценки.[11:20]

Под школьными трудностями подразумевается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких). Они могут привести к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. На практике под неуспеваемостью обычно имеют в виду не-удовлетворительные отметки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества [5:158]

Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школь-ной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.

Для более тонкой дифференциации неуспеваемости, позволяющей определенно сказать, с каким типом неуспеваемости имеет дело учитель, существует психолого-педагогическая типология общего отставания в учении, в основе которой лежит сочетание таких факторов, как интенсивность и эффективность учебной деятельности подростков.[10:80]

Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация. Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят неуспеваемости. Под неуспеваемостью, обычно, имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при которых они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. По данным Н.Н. Заваденко школьная дезадаптация отличается у 31,6%; детей. Из них 42% составляют мальчики и 18,6% – девочки. Понятие "неуспеваемость" по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе.

По мнению Л.А. Регуш, "в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом".[19:80] Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин. Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Так, представители биологизаторской теории считают, что главная причина возникновения неуспеваемости – врожденные факторы, которые не изменить обучением. Согласно социогенетическому подходу, неуспеваемость является следствием влияния неблагоприятной среды. Проблеме школьной неуспеваемости в истории педагогики и психологии уделялось и уделяется много внимания. В разные исторические периоды эта проблема трактовалась по-разному. Б.С. Боденко предлагает следующую периодизацию. В 1920-1930-е годы в работах советского ученого прослеживалась связь неуспеваемости с такими социальными факторами, как социальное происхождение родителей. И.А. Армянов, П.П. Блонский, Л.С. Выгодский делали попытки рассматривать неуспевающего ученика в контексте его целостного, биосоциального развития. В 1940 – 1950-е годы М.А. Гельмонт, М.А. Данилов, Э.И. Моносзон, С.М. Ривес и др. уделяя внимание данной проблеме, считали главной причиной неуспеваемости недостатки процесса обучения, подчеркивали значение уровня педагогического мастерства учителя. Исследования Л.С. Славиной посвящены выявлению сугубо психологических причин и стали основанием для выделения отдельных типов неуспевающего ученика. 1960 – 1970-е годы можно охарактеризовать как время усиления внимания к личности учащегося, к сформированности его как субъекта обучения и воспитания. В целях предупреждения и преодоления неуспеваемости предлагается оптимизация УВП в школе. В работах 1980-х главными причинами неуспеваемости считается нарушение основных компонентов психологической структуры учебной деятельности. Кроме того, отмечается влияние индивидуально-типических и возрастных особенностей личности детей на успешность их обучения. В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, т.е. принятие как биологических, так и социологических теорий. М.М. Безруких отмечает, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип сложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.[5: 158]

Многочисленность причин которые, отраженны в литературе, приводит, что педагог, выясняя причину трудностей в обучении, испытывает сложность выборе диагностических методик и коррекционных программ. В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые их них.[12:22] А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную. абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками "2" и "1" и соотносится с минимальными требованиями школьной программы; относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся. А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский представляют другую классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания.[12:27] Они выделяют три степени школьной неуспеваемости:

1. Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время)

2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам).

Умственное развитие и школьная успеваемость тесно связаны между собой. В самом деле, вполне понятно и объяснимо, что школьники, имеющие более высокий уровень умственного развития, показывают лучшие результаты в школьном обучении. И действительно, в самом общем виде такая связь обнаруживается. На рис. 1, взятом нами из работы М. А. Холодной, изображена общая закономерность (пунктирная линия), состоящая в том, что чем выше показатели интеллектуального развития учащихся, тем выше у них успеваемость. Важно отметить, однако, что такая связь наиболее четко и однозначно проявляется лишь на начальном этапе школьного обучения.[9:29]

Психологическая помощь при низкой успеваемости 1

Рис. 1Соотношение между уровнем умственного развития учащихся и средним баллом школьной успеваемости

Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, "затушевывая", "размывая" влияние фактора умственного развития школьников. Другими словами, прямая связь между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. [11: 33]Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития – только один из них.

Факторы и условия школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад.

В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.

К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся "неуправляемыми", "заносчивыми", "наглыми", "ужасно себя ведут", причем "слово и убеждение на них не действуют". Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: "промежуточном положении подростка", "уже не ребенок, но и еще не взрослый", в "физиологической перестройке его организма"[8:10]

Самые "трудновоспитуемые" – это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как "крайне самолюбивых", "выпячивающихся свое Я". Они "как оголенные провода", "сознательно делают не то, что думают". Кроме того" как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.

Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них подросток прежде всего школьник. Соответственно главное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умение и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Локалова Н.П. выделяет следующие факторы влияющие на успеваемость школьников целом.[11:10]

Три группы факторов и их составляющие, влияющие на школьную успеваемость

Психологическая помощь семье отказавшиеся от больного ребенка
Обозов н н психология внушения и конформности спб академия психологии
Психологическая помощь семье журнал вопросы психологии
Купить ротфусс страхи мудреца в украине
Мгновенная психологическая помощь