Prioraworld.ru

Лечение энкопреза / Сорокин в м специальная психология спб 2003

Сорокин В. М. Специальная психология

Установите безопасный браузер

Сорокин в м специальная психология спб 2003 1

Предпросмотр документа

Рецензенты:
к. п. н. доцент ИСПиП Р. В. Демьянчук
д. мед. н. проф. СПбГУ Е. С. Иванов

Сорокин В. М.
С65

Специальная психология: Учеб. пособие / П о д научн.
ред. Л. М. Ш и п и ц ы н о й. — С П б. : "Речь". 2003. — 216 с.
I S B N 5-9268-0214-8
В учебном пособии в обобщенной форме излагаются общете­
оретические положения, лежащие в основе многочисленных от­
раслей современной специальной психологии. Ознакомление с
этими положениями позволит представить данную науку как це­
лостную дисциплину, обладающую внутренним единством.
Книга предназначена для студентов-психологов, но может
быть полезна и другим специалистам — педагогам, врачам, лого­
педам.

© Институт с п е ц и а л ь н о й педагогики
и психологии, 2003
© В. М. С о р о к и н, 2003
© П. В. Б о р о з е н е ц, о ф о р м л е н и е, 2003

Человек должен быть
счастлив тем, что у него есть.
И не быть несчастным от
того, чего у него нет.
А. Мору а

ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения и практической подготовки будущих
профессионалов в области психологии лиц с отклонениями в
развитии ключевая роль, бесспорно, принадлежит курсу "Спе­
циальная психология". Этой дисциплине придается особое
значение и в новом государственном стандарте высшего про­
фессионального образования (специальность 031900 Специ­
альная психология).
Курс "Специальная психология" призван сформировать
представления о теоретико-методологических основах этой
науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии мето­
дов и приемов. Главным фактором, определяющим единство
различных отраслей специальной психологии, являются поня­
тия о сущности феноменов отклоняющегося развития, меха­
низмах их формирования и общих закономерностях дизонтогенеза. Представление о природе нарушенного развития как
такового дает возможность раскрыть предметное содержание
данной науки. Более того, сегодня все отчетливее становится
понятным, что существующие отрасли представляют лишь от­
дельные стороны ее целостного предмета, наиболее изученные
в силу практической необходимости. Сам же он значительно
шире. Изучение курса Специальной психологии предшествует
знакомству с такими ее частными разделами, как психология
лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппа­
рата, умственной отсталостью и др. Это позволяет увидеть в
различных вариантах нарушений психического развития не
только специфические особенности, но и общие закономерно3

сти, а также прогнозировать неразрывную связь единого цело­
го, каковым является специальная психология.
Представление о целостном (пусть и неравномерно изучен­
ном) предмете способствует ясному выделению собственной
области исследовательского пространства. Двадцатое столе­
тие стало примером бурного расцвета интеграции отдельных
наук. Но подобная интеграция возможна лишь при условии
изначальной четкой их дифференциации.
Отсутствие определенных представлений о едином пред­
мете исследования приводит к тому, что он частично или пол­
ностью попадает в сферу исследовательской активности дру­
гих наук. Это, безусловно, обедняет содержание самой специ­
альной психологии и л и ш н и й раз подчеркивает размытость
границ ее предметного содержания. Более того, это оказыва­
ет негативное влияние на развитие, казалось бы, независимых
разделов данной дисциплины. Тенденция к интегрированно­
му видению предметного содержания громко заявила о себе в
последние два десятилетия в связи с ростом многообразия
описываемых вариантов отклоняющегося развития и появле­
ния все новых отраслей специальной психологии.
Увеличение количества л и ц с отклонениями в развитии,
отмечающееся в последние десятилетия, как и бурный про­
цесс реформирования системы коррекционного образования
выступили факторами активизации становления специальной
психологии. Вместе с тем прикладной характер данной науки,
ее направленность на решение актуальных и важных задач не
должны превращать ее в некий утилитарный придаток прак­
тики. Прикладное использование науки напрямую зависит от
развитости ее концептуальной базы. Об опасности утилита­
ризма в научной среде, с его пренебрежением к теории гово­
рил еще Л. С. Выготский.
Разработка общей теории специальной психологии долж­
на стать фундаментом для уже существующих и только еще
формирующихся отраслей этой науки, которые войдут в ее
состав как органические части единого целого, а не как раз­
розненные, параллельно существующие элементы.
4

Кроме того, современная реальность практической рабо­
ты специального психолога такова, что ему приходиться иметь
дело, как правило, не с одной формой отклонений, а сразу (или
поочередно) с несколькими. Именно поэтому так важно зна­
ние общих основ специальной психологии, единых закономернос­
тей отклонений в развитии.
Усложнение предметного содержания специальной психо­
логии л и ш н и й раз подчеркивает ее многоаспектность, что
позволяет устанавливать более тесные межпредметные связи
с другими отраслями психологической науки. Прежде всего,
следует указать на генетический аспект, фиксирующий связи
рассматриваемой дисциплины с психологией развития.
В рамках специальной психологии реализуется попытка
сопоставить разные параметры патогенных условий с различ­
ными сторонами нарушения процесса психического развития.
Если психология развития исследует, каким бывает этот про­
цесс, то специальная психология отвечает на вопрос, как оно
(развитие) может проходить в иных условиях, что существен­
но расширяет наши представления о генезе психики в целом.
Получение объективных данных о различных сторонах на­
рушенного развития возможно лишь при условии проведения
всестороннего сравнительного исследования и анализа. Ре­
зультаты подобных исследований, полученные на какой-то
определенной группе детей с нарушенным развитием, долж­
ны быть обязательно сопоставлены с аналогичными данными
группы нормально развивающихся детей того же возраста.
Выявленные отличия могут быть квалифицированы как спе­
цифические особенности лишь в том случае, если они будут
подвергнуты еще одному сравнению с данными таких же опы­
тов, проведенных на дополнительной группе детей с другой
формой отклонения. Эта цепь сравнений является минималь­
но необходимой, но не всегда достаточной для получения точ­
ных результатов. Отличительные особенности определенной
группы детей с отклоняющимся развитием зачастую обуслов­
лены не только основным нарушением, но и в немалой степе­
ни характером обучения и воспитания, в том числе и семей-

ного. И м е н н о поэтому требуются результаты еще одной груп­
пы детей с той же формой отклонения, но обучающихся в иных
условиях (например, в другой школе, по другой программе,
иными методами). Но и на этом сравнительный анализ не за­
канчивается. Сопоставления в рамках одной группы дизонтогенеза в разных условиях обучения и воспитания дополняют­
ся сравнением между собой разных степеней выраженности
основного нарушения.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что специ­
альная психология представляет собой содержательную часть
сравнительной и педагогической психологии в самом широ­
ком смысле этого слова.
О б ш и р н ы й научный контекст специальной психологии
говорит о чрезвычайной сложности ее предмета, исследова­
ние которого может иметь не только практическое, но и фун­
даментальное теоретическое значение. Здесь мы можем вы­
делить также и клинический аспект. Отклонения в развитии,
пользуясь выражением Л. С. Выготского, можно определить
как особый способ генеза, не представляющий собой форму
заболевания. Последнее суть разрушительный процесс разной
интенсивности и темпа. Развитие, пусть даже нарушенное, по
своей природе представляет нечто противоположное болез­
ни. Это феномен позитивного созидания. С другой стороны,
болезнь и ее последствия часто являются причиной отклоне­
ния в развитии. В данном случае болезнь выступает для спе­
циальной психологии одним из классов неблагоприятных ус­
ловий, на фоне которых протекает психогенез. В подобных
случаях в самом генезе психики весьма сложным образом пе­
реплетаются симптомы заболевания и феномены отклонения
в развитии. Задача состоит не только в их дифференциации,
что связано с разграничением профессиональной компетен­
ции врача и психолога, но и в сопоставлении параметров за­
болевания, как особого класса условий с характеристиками
разных сторон развития психики. Таким образом, клиникопсихологический контекст не менее важен, чем сравнитель­
н ы й и генетический. В этой связи также неслучайным являет6

ся и то, как называли специальную психологию в начале XX ве­
ка. В тот период она часто обозначалась как "патологическая
психология". В современной европейской традиции термин
"специальная психология" мало употребим. Данная дисцип­
лина чаще всего рассматривается как частный раздел клини­
ческой и иногда определяется как анормальная психология.
Картина становления специальной психологии была бы
неполной, если бы мы не указали на ее социально-психоло­
гические, этические, гуманитарные аспекты, ибо проблема
инвалидности не только медицинская, психологическая, пе­
дагогическая или экономическая, но, прежде всего, нравствен­
ная. История отношения общества к инвалидам крайне дра­
матична и изобилует примерами как бесчеловечного, так и в
высшей степени жертвенного и милосердного обращения с
ними. Мы не без гордости осознаем, что специальные психо­
логи всегда отстаивали идею гуманного отношения к людям с
ограниченными возможностями в развитии. Делалось это даже
тогда, когда подобные идеи не находили в обществе поддерж­
ки и одобрения. И в том, что сегодня отношение общества к
инвалидам гуманизируется, пусть медленно и противоречи­
во, но зато реально, а не на словах, не последняя роль принад­
лежит и специальной психологии. Уместно вспомнить афо­
ризм Конфуция: "Вглядись в ошибки человека и познаешь
степень его человечности". То же можно сказать и о человече­
стве в целом. Наши ошибки и заблуждения и нелепые пред­
рассудки в отношении инвалидов, живущие и по сей день, есть
своеобразная мера нашей гуманности и милосердия. Не ме­
нее точно эти свойства отражает и то, насколько глубоко мы
можем осознать свои ошибки, избавиться от предрассудков,
не достойных человека, и изменить свое отношение к тем, кто
нуждается в нашей помощи. Для начала достаточно усвоить
простую мысль: сама по себе инвалидность не создает ника­
ких особенных, специальных трудностей, но она усложняет
общечеловеческие проблемы, дополнительно затрудняя про­
цесс их разрешения. Не последнюю роль в этом играет нега­
тивное, безразличное или просто формально отстраненное
7

отношение общества к инвалиду. И не только к нему, но и к
его ближайшему окружению.
Человеческая культура производнаот человеческого созна­
ния, как и само сознание есть продукт человеческой культу­
ры, существование которой оправдано лишь в той мере, в ка­
кой она способна содействовать реализации высших челове­
ческих потребностей в свободе, творчестве, самоактуализации,
смысле, любви, общении, самоуважении, безопасности и др.
Право на воплощение этих потребностей принадлежит всем
людям, независимо от расы, национальности, возраста, пола
или уровня физического и психического развития. Только в
этом смысле можно говорить о всеобщем равенстве всех пе­
ред всеми. И м е н н о так нам видится подлинное выражение
гуманизма и милосердия. Система специального образования,
как и практическая работа специального психолога, есть кон­
кретное воплощение гуманистического подхода в понимании
природы человека.
Прогресс цивилизации, обеспечивающий техническую во­
оруженность человека на пути реализации его витальных нужд,
вполне оправдан, хотя и не лишен двусмысленности, так как
научные и технические достижения не всегда приносят одну
лишь пользу.
Культура же в отличие от цивилизации призвана помогать
человеку в решении его экзистенциальных проблем. И в этом
смысле критерии развития культуры в отличие от условий раз­
вития цивилизации выглядят значительно сложнее. Одним из
таких критериев может служить постепенное и позитивное
изменение отношения общества к инвалидам, признание ра­
венства их прав со здоровыми людьми, стремление устанав­
ливать паритетные и продуктивные отношения. Сверх того,
признание факта, что общество обязано по необходимости по­
могать инвалидам, так или иначе должно перерасти в осозна­
ние, этой помощи как важнейшей потребности любого чело­
веческого коллектива.
Сегодня мы стоим еще только в начале сложного пути нрав­
ственного совершенствования. Но можно с уверенностью ска8

зать, что люди, избравшие в качестве будущей профессии спе­
циальную психологию, тем самым сделали на этом пути пер­
вый, но очень важный шаг.
С детства знакомый каждому из нас античный афоризм "в
здоровом теле здоровый дух" предполагает, что в больном теле
здорового духа быть не может. Но действительность на каж­
дом шагу опровергает категоричность этого положения. И са­
м ы м и убедительными аргументами здесь являются судьбы
многих инвалидов, существование которых оправдано в той
же мере, что и жизнь так называемых "нормальных", здоро­
вых людей. "Все действительное разумно; все разумное дей­
ствительно" (Гегель). Возможно, высший смысл существова­
ния больных в том и состоит, чтобы здоровый человек, прояв­
л я я к н и м милосердие и сострадание, тем самым духовно
совершенствовался, избавляясь от предрассудков, которые сам
и создавал, привычно деля социальный мир на "мы" (здоро­
вые) и "они" (инвалиды). В связи с этим хочется вспомнить
одну из наиболее цитируемых мыслей Л. С. Выготского о том,
что рано или поздно медицина победит заболевания, приво­
дящие к слепоте, глухоте, умственной отсталости и т. д. Но
значительно раньше общество должно преодолеть эти недуги
социально. Заметим, что Л. С. Выготский говорит о социаль­
ной победе как о деле будущего, ясно понимая, как сложна
эта задача. Вряд ли можно утешить инвалида мыслью о том,
что когда-нибудь заболевание, от которого он страдает, будет
излечимым. Человек вправе жить сегодня, а не когда-то в бу­
дущем, пусть в стесненных болезнью условиях, но жизнью
достойной человека.
Высокий гуманистический и социальный смысл специаль­
ной психологии может, на первый взгляд, контрастировать с
ее кажущимся скоромным, но отнюдь не простым содержа­
нием. Такова любая наука, и психология в том числе. Сухая
фактология преображается в процессе своего анализа и ин­
терпретации, обретая тем самым новый особый смысл. Про­
цесс научного познания — это всегда движение мысли от од­
ного парадокса к другому, ибо вне его наука не существует.
9

Л. Гинзбург весьма точно однажды заметила, что психология
как наука начинается не с интереса к душевной жизни чело­
века, а с ощущения ее парадоксальности. В этом смысле спе­
циальная психология представляет собой не коллекцию по­
ломок человеческой психики, а попытку объяснить и понять
удивительную способность нашего сознания сохранять свою
целостность в предельно сложных условиях существования,
демонстрируя при этом подчас образцы высочайших дости­
жений человеческого духа.
Говоря о контекстах специальной психологии, которые
определяют ее предметное содержание и формирование от­
дельных отраслей, занимающихся изучением различных форм
дизонтогенеза, мы не должны упустить из виду еще один из
них - реабилитационный и весьма близкий к нему по содер­
жанию — интеграционный.
Реабилитация — определенным образом организованная и
направленная система мероприятий — связана не столько с
восстановлением каких-то отдельных ф у н к ц и й, хотя это и
является одной из ее базисных задач, повышая адаптацион­
ный потенциал личности, сколько ориентирована на реорга­
низацию и оптимизацию социально-психологического бытия
личности, приведение в соответствие возможностей человека
с его потребностями, а также с ценностями. Долгое время в
нашем обществе доминировала идея, согласно которой умень­
шение функциональных возможностей человека должно ав­
томатически приводить к сужению круга его потребностей.
И глазное, в отношении инвалидов речь, как правило, велась
об элементарных потребностях, а не о ценностях, определяю­
щих сущность жизни. Такие понятия, как инвалид и инвалид­
ность, как правило, содержат перечисление частных неспособностен, без всякой ссылки на человеческую личность. Без­
личного индивида проще отождествлять с элементарными
потребностями, чем с ценностями, различие между которы­
ми состоит в том, что первые толкают человека сзади помимо
его воли, а вторые притягивают к себе спереди. И м е н н о нали­
чие ценностей определяет подлинное бытие человека. Помощь
10

в удовлетворении элементарных потребностей можно назвать
простым обслуживанием, но не реабилитацией в истинном
смысле этого слова. Последняя предполагает создание таких
условий, при которых человек с ограниченными возможнос­
тями имел бы минимальные препятствия в реализации своих
личностных ценностей. Кроме того, реабилитация так или
иначе должна опираться на активность инвалида, поддержи­
вая и укрепляя ее. Собственное бытие переживается челове­
ком как нечто полноценное только тогда, кода он осознает,
что не должен что-то ждать от жизни, а это сама жизнь ждет
чего-то от него (В. Франки). И ценности, и активность лич­
ности так или иначе направлены на другого индивида. Напри­
мер, труд приобретает статус ценности только тогда, когда
оказывается полезен для кого-то, а не просто является заня­
тием для человека.
Нечто похожее мы обнаружим и при рассмотрении пробле­
мы и н т е г р и р о в а н н о г о обучения детей с о т к л о н е н и я м и в
развитии. Еще всего полтора десятилетия назад подобная про­
блема рассматривалась как экзотическая форма эксперимен­
тирования, не им

Какие препараты применяют при панических атаках страха
Психологическая помощь при смерти родителей
Психологическая помощь в решении
Телефоны доверия психологической помощи 8800
Грандаксин при панических атаках кому помог