Prioraworld.ru

Лечение интернет-зависимости / Параксизмальное течение панические атаки у ребенка

Панические атаки у детей

Параксизмальное течение панические атаки у ребенка 1

Панические атаки у детей – внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Параксизмальное течение панические атаки у ребенка 2

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин "панические атаки" как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются "паническое расстройство", "пароксизмальная тревога". В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Параксизмальное течение панические атаки у ребенка 2

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха, ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница.

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы, эпилепсию, заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки, сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии, формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию.
  • Психотерапия. Используются когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии. Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта, приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: "не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся". При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.

Самые и смешные фобии
Виды психологической помощи при адаптации
Смесь от панических атак отзывы
Получить бесплатную психологическую помощь
Центра экстренной психологической помощи мчс угловой переулок метро